Игорь Волгин
Новости
Биография
Библиография
Стихи
Публицистика
Достоеведение
Студия ЛУЧ
Литинститут
Фонд Достоевского

 
обратная связь mail@volgin.ru

 
официальный сайт
ИГОРЬ ВОЛГИН
Из сборника  «Шесть утра» (1975)
<< предыдущее | вернуться к оглавлению | следующее >>


Банальная баллада
Меня любила девушка. Затем

она мне изменила.
Что ж, бывает
такое в жизни часто.
Я не спорю:
нет повести банальнее на свете.
...Но что считать банальностью?
Банальность -
понятье отвлеченное.
Мы вправе
над нею насмехаться. Но банальность,
едва оставшись с нами с глазу на глаз,
нам отомстит.
...Как я упомянул,
мне изменила девушка.
Но прежде
мы были с ней три года неразлучны.
Три года и три месяца!
Конечно,
по дедовским понятьям этот срок
не столь уж долог.
Были прецеденты,
когда порой влюбленные и доле
огонь любви питали...
А в отдельных
конкретных фактах можно усмотреть
примеры той любви, что наши предки
почли б за благо высшее - до гроба,
примеры той любви, чье даже имя
теперь не мыслим мы произнести
без некоей усмешки.
А подумать -
над чем смеемся?
Сами ж над собой.

Но я вернусь к той девушке.
Я, право,
не знаю, как назвать ее. Знакомой?
Едва ли это так! Да и какая
она к чертям знакомая мне?
Может,
любовницей?
Но чуткий наш язык
скрывает в этом слове чуть заметный
презрительный оттенок,
неуместный,
мне кажется, по отношенью к людям,
всем существом привязанным друг к другу.

ТОГДА Я НАЗОВУ ЕЕ ЛЮБИМОЙ.

Итак, моя любимая жила
на Трифоновке - в шумном,
знаменитом
на всю Москву красавицами доме,
где девочки со всех концов России
мечтают стать Ермоловою или -
подумать страшно! - Сарою Бернар,
а на худой конец - хотя бы Людой
Савельевой.
Любимая моя
была щедра. Она со мной делилась
отважно всеми таинствами сцены -
и потому к концу ее ученья
я ни за что на свете бы не спутал
систему Станиславского ну, скажем,
с системой Мейерхольда.
И пожалуй,
я смог бы роль в любительском спектакле
сыграть недурно.
Но, однако, роли,
не спрашивая нашего совета,
распределяет жизнь, как ей угодно.

У нас случалось всякое.
Бывали
нелепые,
отчаянные ссоры -
с взаимными упреками,
с жестоким
бореньем самолюбий.
Но бывали
прекрасные мгновения.
А впрочем,
что за нужда рассказывать об этом
тем, кто хоть раз любил и был любим.

Любовь нас выручала...
Помню, как-то
меня разнес один достойный критик.
Его собрат - не менее достойный -
меня вознес.
Мне кажется, что оба
тогда погорячились.
Став взрослее,
я осознал, что был предметом спора
весьма принципиального, который
едва ль касался собственно меня.
Я все читал. Но у моей любимой
был легкий нрав.
Она, свернув газету,
смеялась беззаботно: "А, пустое!
Как от любви - никто не застрахован
от нелюбви!
Не хнычь!
Давай поедем
на выставку - пить пиво,
или лучше
осмотрим павильон собаководства!".

...Мы с нею поженились бы.
Однако
все упиралось в некую жилплощадь,
которой, к сожаленью, не владели
ни я и ни она.
Мы порешили
расстаться на год, чтоб соединиться
уже навеки в собственной квартире.

Затем она уехала.
В театре
одной из наших солнечных республик
она сыграть должна была Джульетту.
Ей это удалось.
Любовь и верность,
что сочетались в ней неразделимо,
ей помогли, наверно.
Так, положим,
тогда я рассуждал. И даже тени
не ведал подозренья: это было б,
по-видимому, глупо
и противно
естественности наших отношений.
Она писала: "Что же ты не едешь!
Любимый, приезжай!".
Она звонила:
"Ну что ты медлишь?
Мы с тобой в разлуке
почти полгода".
Но четыре тыщи
нас разделяло с нею километров.

Я продал плащ. Я заложил часы -
подарок брата.
Денег не хватало.
Тогда я план придумал.
Я пошел
в одно из тех издательств, где ко мне
как будто бы неплохо относились.

Я так сказал редактору:
"Прекрасно
вы знаете, что есть у нас на юге
прекрасная республика, где, кстати,
работают прекрасные поэты,
которые прекрасно сочиняют
прекрасные, мне кажется, стихи.
Я полагаю, было бы не лишним
меня послать туда в командировку:
я перевел бы их произведенья
на наш прекрасный радостный язык".
Редактор призадумался.
Поспешно
я вставил: "Что касается оплаты,
то это - не суть важно!
Мною движет
одна любовь.
И только лишь любовь!".

Я дни считал до встречи.
В самолете
я сочинил программу.
Мы уедем
в далекое Джайлау. В белой юрте
мы проведем неделю,
запивая
бараний плов кумысом.
Аксакалы
нам станут петь.
И я переложу
с возможным прилежаньем их творенья.

Мы встретились.
Она была все та же.
но иногда в глазах ее мелькало
и нечто незнакомое.
Звучит
так иногда кувшин, что заключает
двойное дно.
Неопытному слуху
не отличить обычного звучанья
от звука необычного.
Тогда
я не придал серьезного значенья
подобным околичностям.
Душа -
душа тем паче женская - потемки.

Весь день мы были вместе.
На базаре
мы пили крепкий, чуть солоноватый
зеленый чай.
Во всем же остальном
Восток не поражал воображенья
особой экзотичностью.
Стояли
вокруг такие ж блочные строенья,
как и во всех иных градах и весях.

Она жила в одном из них.
Мы были
в актерском общежитье.
Пахло хлоркой,
сгоревшим луком, стиркой и - слабее -
дешевым гримом.
Узкая кровать
жгла выстывшим железом.
Я подумал,
что ей должно быть очень одиноко
жить в незнакомом городе.
Конечно,
на женщину влияет обстановка.
Как, впрочем, и на всех.
На табуретке
лежали грудой письма, что исправно
я ей писал. (Невольно придаем
мы письмам непомерное значенье.
Бумага есть бумага. Человека
она не заменяет.
Все же странно
мне было встретить собственной рукой
написанные строки: это чувство
меня смущало несколько - как будто
себя ты встретил. Но себя себе же
уже чужого.)
Рядом сковородка
с вчерашними стояла голубцами,
подернутыми тонким слоем жира.
Белели стены.
Я не смог заметить
весьма бы здесь уместных фотографий
киногероев.
Лишь с одной из стен
печально улыбался непохожий
сам на себя Марчелло Мастрояни.

Мы утром разошлись.
Она спешила
в театр на репетицию.
Я с жаром
принялся за дела.
Договоренность
у нас существовала, что под вечер
мы встретимся в гостинице.
Я ждал
с пяти часов ее звонка.
Предчувствий
мне не являлось.
...Но ни в семь,
ни в восемь,
ни в девять
мне она не позвонила.

Такси я не нашел.
Пустой троллейбус
меня тащил через вечерний город
до улицы Белинского. Там тускло
светилось общежитие: оно
уж засыпало.
Дверь моей любимой
была закрыта.
Сев на подоконник,
я закурил.
Наверно, задержалась
она в театре.
МАЛО ЛЬ ЧТО БЫВАЕТ!
...Все затихало.
Оперная прима
стирала в кухне свитер.
Торопливо
стучали каблучки по коридору
последних полуночниц.
Каждый стук
рождал надежду.
Вскоре все затихло.

Она явилась утром.
Тихой, бледной
и - отрешенной.
Я молчал.
Она
молчала тоже.
Это длилось долго.
ТОГДА ОНА ЗАПЛАКАЛА.
Тогда
я закричал: "Не может быть!
Ты шутишь!
Чего ты плачешь? Ты была на съемках?
Скажи, ты нездорова?
Задержалась
ты у подруги?
Что же ты молчишь?!"
Она не отвечала.
Непохожий
сам на себя Марчелло Мастрояни
глазел, скрывая грустную усмешку,
с пустой стены.

...ТОГДА ОНА СКАЗАЛА:
"Ты слишком долго ехал. Слишком просто
меня ты отпустил.
И слишком часто
мне было одиноко.
Я не в силах
все это объяснить.
Через неделю
ты вновь уедешь.
У меня не хватит
слез на четыре тыщи километров".

Что было делать? Говорить о долге?
Взывать к рассудку?
Бить?
Но для мужчины
все это унизительно.
К тому же
я был освобожден в одну минуту
от этих прав.
Я был уже не волен
карать или прощать.
Мне вдруг некстати
припомнилась история о том,
как умирал один большой мыслитель,
почти всю жизнь с немыслимою силой
искавший смысл жизни.
Он в бреду
на миг очнулся,
тяжко поднял веки,
прислушался,
привстал на смертном ложе
и, изумленно разведя руками,
промолвил: "Ничего не понимаю!".

Я в тот же день уехал.
В горнолыжном
пристанище - на маленькой турбазе
мне дали ключ от номера.
Мой номер
был нулевым. Ирония пришлась,
пожалуй, кстати: я и в самом деле
все начинал с нуля.
Уже однажды
со мной такое было.
С той поры
я мнил себя немало искушенным
в несовершенствах жизни.
(Нам присуще
себя переоценивать.
И нас
вдруг посещает странная идея,
что мы познали женщину.
Кому,
по совести, не лестно оставаться
в подобном заблуждении?)
Мужчины
и до седин порою совершают
глупейшие ошибки. Но еще
не видел я примера, чтобы глупость,
допущенная женщиной, в итоге
не обернулась мудростью.
От века
прекрасный пол, как гений-самоучка,
играет роль, в которой не отыщешь
ни капли фальши.
Пусть меня простят
за это отступленье...
...Так банальной
развязкой завершилось то, что вряд ли
сочли бы мы банальным.
Позабыв
про переводы,
на пустой турбазе
я написал все это.
Остается
мне лишь поставить dixi, что по-русски
примерно означает:
"Я сказал -
и тем спас душу".
Выбора иного
не существует.
И совсем неважно,
кто прав, кто виноват.
В конечном счете
права любовь. И только лишь - любовь.



Новости | Биография | Библиография | Стихи | Публицистика | Academia
Студия «Луч» | Литинститут | Фонд Достоевского
developed by Olga Kalinina
Перепечатка материалов с сайта только с разрешения автора. ©2004-2008

© А.В. Емельяненко, концепция сайта