Игорь Волгин
Новости
Биография
Библиография
Стихи
Публицистика
Достоеведение
Студия ЛУЧ
Литинститут
Фонд Достоевского

 
обратная связь mail@volgin.ru

 
официальный сайт
ИГОРЬ ВОЛГИН
Литинститут
Выпускники

Игорь Волгин ведет творческий семинар (поэзия) в Литературном институте им. А.М. Горького с 1982 г. (до 1987 г. как второй руководитель семинара Е.А. Долматовского).

Адрес: Тверской бульвар, д. 25 (вход со стороны Б. Бронной), ауд. 24.


О пользе занятий бесполезным

У Беллы Ахмадулиной есть стихотворение о снегопаде в Переделкино: «Дома творчества дикую кличку он отринул и вытер с доски...» Семинар по творчеству - «кличка» не менее дикая. Поэтому нам, призванным руководить тем, чем нельзя руководить по определению, следовало бы задуматься о двойной природе этой воистину странной, сугубо личностной и практически невоспроизводимой (как нельзя воспроизвести почерк) формы обучения. С одной стороны, руководитель семинара и его участники занимаются вещами рутинными, вполне осязаемыми, доступными пониманию, как-то: строфикой, рифмовкой, просодией, жанровыми особенностями и т.д. и т.п. иначе говоря, всеми «формальными» элементами того процесса, который в конце концов должен повести к возникновению текста. Но тут обнаруживается загвоздка. Ибо полное, даже абсолютное владение всем этим замечательным инструментарием (последнее, если иметь в виду наших студентов, представить весьма затруднительно) не дает гарантии того, что вожделенный предмет вдруг возьмет и возникнет.

Здесь мы вступаем в область таинственную, умонепостигаемую, а проще говоря - метафизическую. Оказывается, для того, чтобы «случилось», мало усвоенных молодыми дарованиями тактических приемов и правил. Необходимо еще что-то, некая живая вода, секрет которой наш студент был бы не прочь получить из рук мастера. Но увы: сам мастер не знает «формулы рецепта», хотя, судя по всему, этим «рецептом» пользуется.

Творческий семинар - это не только передача опыта «из рук в руки»: это совместный труд, совместный поиск и, если угодно, взаимное обучение.

Чем же помимо ремесла заняты мы на творческих семинарах? Мы заняты делом, для человека, пожалуй, наиболее важным. Но при этом по своей трудности почти неисполнимым. А именно - самосовершенствованием. Ибо, как свидетельствует мировой художественный опыт, только совершенствуя себя, получаешь шанс «усовершенствовать» строку. В высшем смысле мы стремимся к тому, к чему, казалось бы, стремится религия, философия и т.д. Но у поэзии собственные цели и собственный путь. Никакими - даже самыми умными! - рассуждениями автор не в силах защитить себя. Текст может спасти только художественная правота.

Творческий семинар - это не только «игра в бисер» (то есть взаимодействие со всеми смыслами мировой культуры). Это еще и воспитание художественной интуиции, которая, конечно, входит в состав таланта и с чьей помощью талант пытается постигнуть то, что равносильно «разгадке жизни».

Отсюда проистекает потрясающий универсализм творческого семинара: его участникам приходится «играть» со всеми категориями и оттенками бытия.

Таким образом, наши сходбища помимо прикладных, практически-полезных, то есть чисто профессиональных, целей подразумевают кое-что иное. Творческий семинар обладает, если угодно, неким мистическим статусом. Задача руководителя - соединить, совоплотить «земное» и «небесное»: мастер не должен быть только «мастером» - в узком смысле этого слова.

Не исключаю, что наша главная цель - заниматься (и по мере сил - наслаждаться) бесполезным. Вернее, как бы бесполезным. Ибо в конечном счете именно оно, бесполезное накапливается в культуре и дает наиболее ощутимый практический результат. В культуре лишнее всегда необходимо. Военизированная, скованная железной дисциплиной древняя Спарта не могла противостоять «прекраснодушным» Афинам, чьи философы вели бесконечные (и «бесполезные»!) диспуты на портиках Академии и чьи жители тешили глаз «бесполезной» архитектурой Парфенона. Не говоря уже о могущественной, в высшей степени прагматической персидской державе, которая не выдержала столкновения с «гуманитарным» эллинистическим миром...

Итак, студент творческого семинара держит ответ не только перед лицом своих сокурсников, но, в известном смысле, и перед лицом вечности, беря за точку отсчета Пушкина, Блока, Мандельштама... Тут очень опасна двойная бухгалтерия: «я, например, пишу лучше, чем мой коллега по семинару Иванов». Это весьма вероятно и, может быть, весьма утешительно. Однако студент пришел в Институт не только для того, чтобы померяться силами с Ивановым. Важно другое: призовут ли его «как собеседника на пир». Во всяком случае, желательно, чтобы студент держал в уме подобную перспективу.

Вообще, семинар - для человека творческого, может быть, последняя возможность сказать (без утайки и без оглядки) «всю» литературную правду. В дальнейшем он будет связан групповыми, вкусовыми, партийными и проч. пристрастиями и интересами. Здесь же, на семинаре, нет еще той «внутривидовой борьбы», которая присуща «настоящей литературе» нет корпоративных или корыстных предпочтений. Вот текст - без магического сияния «имени», без скидок на авторские заслуги и т.д. Его можно созерцать во всей его наготе.

Тут, правда, возникает другая опасность. Нередко на обсуждение выносится нечто, в художественном отношении вполне ничтожное. Но искушенные семинаристы бодро начинают воздвигать вокруг этого фантома спасительные леса и совершать ритуальные пляски. Какие потоки эрудиции бывают исторгаемы этой лукавой (и небезопасной!) игрой в поддавки, свидетельствующей лишь о том, что студенты Литинститута блестяще овладели жанром взаимных восхвалений. Они с успехом могут применять эту методологию для аналитического разбора любого текста, не исключая даже телефонный справочник. В этом случае руководитель семинара должен быть жесток: эстетическая ложь (как, впрочем, любая ложь) действует развращающе.

Очевидно, идеальным творческим семинаром был бы такой, в котором твердая академическая дисциплина с полнейшей творческой и духовной свободой, с вольным соперничеством индивидуальных художественных манер, с равно уважаемым правом на традицию и эксперимент и т.д. и т.п.

Творческий семинар - место публичное, где занимаются делом чрезвычайно интимным. Поэтому важны не только слова: важен дух, атмосфера, «веянье» - то, что целиком зависит от личности, творческого темперамента и педагогического такта руководителя. Он создает ауру семинара; он обязан говорить правду, но не оскорбительно - не унижая творца; вместе со всеми он должен ощущать себя жертвой «высокой болезни». И если он дает студентам какое-либо творческое задание (например, стихотворный перевод), было бы весьма полезно и плодотворно, чтобы задание было выполнено и им самим.

Не следует замыкаться на обсуждениях «самих себя». Мы, например, проводили специальные занятия, посвященные творчеству Ахматовой, Мандельштама, Заболоцкого, Бродского и др. А также - памяти преподавателей Литинститута - Е. Винокурова, Ю. Левитанского (когда ко мне переходили их семинары, я начинал свое общение со студентами именно с подобных занятий). Это дает ощущение исторического времени и поэтического пространства. Или, как говорил Герцен, обнаруживает «непрерывность предания, преемственность труда, внутреннюю связь и кровное родство». Необходимо приглашать на семинар поэтов, в том числе молодых. Так, у нас в разное время выступали А. Вознесенский, К. Ваншенкин, Ю. Кублановский, С. Гандлевский, Е. Бунимович, Д. Быков, Д. Новиков, И. Кабыш, Е. Исаева и др. Очень полезно встречаться с другими литературными семинарами, литературными студиями и т.д.

«Художник, воспитай ученика, / Чтоб было у кого потом учиться», сказал Евгений Винокуров. Неплохо было бы начертать эти слова на фронтоне нашего Дома.

// Литинститут в творческих семинарах мастеров. Портрет несуществующей теории. – М.: Изд-во Литературного ин-та, 2000.




Новости | Биография | Библиография | Стихи | Публицистика | Academia
Студия «Луч» | Литинститут | Фонд Достоевского
developed by Olga Kalinina
Перепечатка материалов с сайта только с разрешения автора. ©2004-2008

© А.В. Емельяненко, концепция сайта